11 специфика юмористических жанров детского фольклора
Юмористический
жанр в детском фольклоре
– жанр, имеющий особый комический вид,
добрую, позитивную окраску в отношении
ребёнка к окружающему его.
Разнообразие
юмористических жанров детского фольклора
весьма велико – произведения этого
жанра являются основой для детского
фольклора. Это объясняется тем что в
детях нужно воспитывать положительные
качества, вызывающие смех и хорошее
настроение, особенно в этом возрасте.
К
юмористическим жанрам относятся :
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки,
поддёвки, небылицы-перевертыши,нелепицы,
анекдоты, озорные песенки,
частушки.
Потешки
– юмористический жанр игровой формы.
Потешки развлекают малыша, создают у
него веселое настроение.Им свойственна
ритмичность:
Какие бывают жанры музыкального фольклора?
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Пример
Частушка совмещает в себе песню, припевку, прибаутку, дразнилку. Кроме того, она может исполняться в танце.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла
кошка за кота!
Кра-ка-ка,
кра-ка-ка,
Попросил
он молока!
Дла-ла-ла,
дла-ла-ла,
Кошка-то
и не дала!
Иногда
потешки только развлекают (как приведенная
выше), а порой и наставляют, дают простейшие
знания о мире. К тому времени, когда
ребенок сможет воспринимать смысл, а
не только ритмику и музыкальный лад,
они принесут ему первые сведения о
множественности предметов, о счете.
Маленький слушатель по степенно сам
извлекает такие знания из игровой
песенки. Иными словами, она предполагает
известное умственное напряжение. Так
в его сознании начинаются мыслительные
процессы.
Сорока,
сорока,
Бело-белобока,
Кашку
варила,
Гостей
наманила.
Кашку-то
на стол,
А
гостей на двор.
Первому
– кашки,
Второму
– бражки,
Третьему
– пивца,
Четвертому
– винца,
А
пятому не досталось ничего.
Шу,
шу! Улетела, на головку села.
Воспринимая
через такую потешку первоначальный
счет, ре бенок озадачивается еще и тем,
почему же пятому не досталось ничего.
Может, потому, что молоко не пьет? Вот
ведь и коза бодает за это – в другой
потешке:
Кто
соску не сосет,
Молочко
кто не пьет,
Того
– бу-у! – забоду!
На
рога посажу!
Назидательный
смысл потешки подчеркивается обычно
интонацией, жестикуляцией. В них
вовлекается и ребенок. Дети того возраста,
которым предназначаются потешки, сами
еще не могут выразить в речи все то, что
они чувствуют и воспринимают, поэтому
они стремятся к звукоподражанию, к
повторам слов взрослого, к жесту.
Прибаутки
–юмористический
жанр,
песенки,
напоминающие маленькие сказочки в
стихах. Прибауткой
называют небольшое смешное произведение,
вы сказывание или просто отдельное
выражение, чаще всего рифмо ванное.
Развлекательные стишки и песенки-прибаутки
существуют и вне игры (в отличие от
потешек).
Дили-дили-дили-дон,
загорелся кошкин дом.
Кошка
выскочила, глаза выпучила,
Бежит
курочка с ведром, заливает кошкин дом.
Петя-Петя-Петушок,
золотой гребешок,
Масляна
головушка, шёлкова бородушка,
Что
ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?
Считалки –
юмористический
жанр,
веселые и
ритмичные стишки со строгим соблюдением
ритма, под которые выбирают ведущего,
начинают игру или какой-то ее этап.
Считалки родились в игре и неразрывно
с нею связаны.
Кто
не помнит считалок своего детства:
«Заяц
белый, куда бегал?», «Эники, беники, ели
вареники…» – и т. п. Сама возможность
играть словами привлекательна для
детей. Это жанр, в котором они наиболее
активны как творцы: нередко привносят
в готовые считалки новые элементы.
В
произведениях этого жанра зачастую
использованы потешки, пестушки, а иногда
и элементы взрослого фольклора.
Может
быть, именно во внутренней подвижности
считалок кроется причина их столь
широкого распространения и живучести.
И сегодня можно услышать от играющих
детей очень старые, лишь чуть осовремененные
тексты.
Считалка
— это исстари придуманный для детей
способ осуществления объективной
справедливости.
Как бы сама судьба (или
заводилы-ребенка) распоряжается
распределением ролей. Выигрыш в игре
со счастьем и удачей зависит от самого
играющего. Ребенок в игре должен быть
находчивым, сообразительным, памятливым,
догадливым, ловким, добрым и даже
благородным. Все эти качества в детском
сознании, душе, характере развивает
считалка.
Считалка часто представляет
собой цепь рифмованных двустиший.
Способы рифмовки тут самые разнообразные:
парные, перекрестные, охватывающие. Но
главным организующим началом считалок
выступает ритмика. Стишок-считалка
нередко напоминает бессвязную речь
взволнованного, обиженного или пораженного
чем-то ребенка, так что кажущаяся
бессвязность или бессмысленность
считалок психологически объяснима.
Таким образом считалка и по форме, и по
содержанию отражает психологические
особенности возраста.