Как развивать малыша в 5 месяцев?

На что обратить внимание при выборе игр с малышом

Первое, на что нужно обращать внимание, – это то, что именно стимулирует та или иная игра. К пяти месяцам большинство деток:

  • Уверенно переворачиваются на животик, в таком положении любят лежать и рассматривать окружающий мир.
  • Интересуются игрушками и хорошо держат их в ручках.
  • Некоторые дети в этом возрасте пытаются садиться или уже сидят.
  • Делают первые попытки поползти.

Именно эти качества нужно развивать и стимулировать, поощряя ребенка к покорению новых вершин.

Нужно помнить, что у маленьких деток физическое и умственное развитие неотделимы друг от друга. Развивается все в комплексе. Подвижные игры развивают мозг, а занятия на умственную деятельность способствуют физическому развитию. Поэтому если кроха предпочитает активные игры, то нужно такие и выбирать.

Большое внимание в этом возрасте необходимо уделять речевому развитию. Для этого необходимо поощрять ребенка, когда он произносит первые звуки и слоги. В обращении к ребенку важна интонация и правильное произношение всех слов. Именно в этом возрасте ребенок учится понимать и воспринимать обращение к нему.

Важно проговаривать и называть все окружающие предметы, цвета, звуки животных, комментировать все свои действия. Большинству родителей кажется, что ребенок не понимает услышанное, но не стоит бросать и отчаиваться. Кроха все запоминает и через несколько месяцев он обязательно удивит окружающих своими знаниями.

«ку-ку»

Это любимейшая игра маленьких детей вплоть до двухлетнего возраста. Для этого взрослый прячет лицо за салфеткой, пеленкой или полотенцем. Можно использовать любую подручную вещь. Затем нужно дать малышу немного времени и выглянуть со звуком «ку-ку». Можно накрывать самого ребенка платочком или пеленкой, при этом спрашивая: «А где (Имя), ку-ку?». Детки очень быстро соображают, что нужно снять с себя платочек.

Эта простая и незамысловатая игра развивает зрение, слух, мышление, физическую активность.

«прыжки на коленях»

Ребенка нужно усадить на колени и двигать ногами вверх-вниз, немного подбрасывая кроху вверх. При этом необходимо сопровождать действие веселым стишком или песенкой. В конце можно слегка раздвинуть колени, позволяя ребенку чуть провалиться, при этом его нужно крепко поддерживать за подмышки. Такой «сюрприз» в конце очень веселит деток.

«упал-встал»

В эту игру лучше играть на диване или на полу, подстелив что-то мягкое, например, коврик или детское одеялко. Малыша аккуратно «роняют» на пол, а он пытается встать и сесть. После удачной попытки, его опять аккуратно заваливают на спинку, а он опять садится. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился и не переутомился. Если играть каждый день, то умение садиться быстро будет освоено и закреплено.

Где корова?

Усложненный вариант игры с картинками и фото. Покажите несколько рисунков с изображением животных, например, корова, овечка, коза. Покажите и проговорите названия животных и какие звуки они издают: “Это корова. Му-у-му-у!”, “Это овечка. Бэ-э- бэ-э!”. Когда проговорите, теперь спросите: “Где корова? Вот она! Му-му!” Через некоторое время малыш будет узнавать и смотреть в сторону картинки в ответ на ваш вопрос.

Игра обогащает словарный запас, стимулирует развитие речи и знаний об окружающем мире.

Игрушка пропала?!

Поиграйте с малышом в прятки. Только если раньше вы прятали лицо в своих руках, с помощью прозрачного шарфика, ширмы и т.д. то теперь не вы, а игрушка будет прятаться. Накройте любимую игрушку малыша (после того, как он немного с ней поиграл) прозрачным шарфиком и удивленно спросите: “Ой, где же мишка (зайчик, кукла и т.д.)” Пусть малыш попробует стащить шарфик. Если не предпринимает действий – подведите его ручку, скажите таинственно: “Тут!” и сдерните шарф.

Далее можно усложнять (непрозрачная ткань, ширма, одеяло и др.) Игра помогает понять, что предметы никуда не исчезают, а остаются на том же месте, учит совершать поисковые движения глазами, ручками, развивает положительные эмоции.

Игры с подручными предметами

Если нужно занять ребенка во время домашних дел, то можно это сделать с пользой. Например, во время готовки можно усадить кроху на коврик и дать ему большую кастрюлю с крышкой. Многие дети любя играть с посудой. Лучше выбрать блестящую кастрюлю из нержавейки. Малыш с интересом будет рассматривать свое причудливое отражение в ней, хлопать ладошкой по стенкам и дну, изучать крышку.

Если дома есть большое зеркало, то можно поместить ребенка рядом и дать ему возможность рассмотреть себя. Можно показать ему на маму, указывая пальчиком на отражение, а потом на него самого.

Во время кормлений можно давать ребенку ложку. Конечно, кушать сам в таком возрасте он не будет. Можно даже не надеяться на попытки. Но то, что он держит ложку и интересуется предметом, – это уже хорошо.

Во время купания можно поглаживать и называть все части тела малыша. Хорошо использовать в ванной что-то наподобие «корабликов». Это может быть пластмассовая мыльница, стаканчики из-под творожка или йогурта. Конечно, можно купить и специальные резиновые игрушки для купания. В любом случае крохе будет интересно ловить их в воде – это разовьет мышление и координацию.

Игры со взрослыми

Универсальные игры для 5 месячного ребенка со взрослыми будут интересны малышам. В качестве взрослого могут выступать мама, папа, бабушки и дедушки, а также старшие детки в семье, которые уже понимают, что с крохой нужно обращаться аккуратно и бережно.

Классификация развивающих игр для детей в 5 месяцев

Все игры, используемые для занятий с малышом 5-месячного возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • игры, направленные на развитие и совершенствование органов слуха (занятия с музыкальными игрушками, игры с использованием мелодий и песен);
  • занятия, способствующие физическому развитию малыша, в том числе помогающие ему научиться ползать;
  • игры, развивающие интеллектуальные навыки малыша, способствующие пополнению его пассивного словарного запаса;
  • игры, способствующие эмоциональному развитию малыша.

Ну-ка повернись за мной!

Лежащему на спине малышу продемонстрируйте забытую или новую игрушку – пусть тот ее зафиксирует взглядом. Медленно двигайте игрушку вверх, чтобы он ее не терял с виду и другой рукой помогаете ему повернуться на удобный бок так, чтобы игрушка оставалась в поле зрения малыша. Поставьте ее на поверхность и дайте ребенку возможность подползти к ней.

Игра помогает малышу управлять всем телом, координировать свои движения, достигать цели.

Поваляюсь с неваляшкой!

Предложите малышу, лежащему на животе, неваляшку. Поставьте ее на небольшом расстоянии от него, покачайте ее и пропойте: “Мы, Дуняшки, куклы-неваляшки”. Возьмите ручку ребенка и толкните игрушку – она закачается и зазвенит (если у вас музыкальная). Малыш будет соотносить свои действия с ее движением и звуком. Дайте ему исследовать игрушку и наиграться самостоятельно.

Игра приучает пятимесячного малыша к мысли, что действия его могут иметь последствия (причинно-следственные связи).

Поймай меня!

Выберите игрушку, которая издает нерезкий писк (мышку, киску, птичку и т.д) и попищите ею над малышом, лежащим на спинке. Скажите: “Ой! Кто это?! Киска! Поймай меня!” Малыш заинтересованно протянет ручку – а вы чуть отодвигаете выше так, чтобы он смог полностью вытянуть руку над грудью, чтобы “поймать” киску. Так играйте с разными игрушками, пусть он учится хватать их и правой и левой рукой, полностью вытянутыми.

Игра стимулирует общение, развивает мышцы рук, координацию движений.

Полезные советы, которые рекомендуется учитывать при проведении занятий

Развивающие игры с ребенком 5 месяцев должны соответствовать следующим требованиям:

  • очень важно использовать во время занятий только высококачественные сертифицированные игрушки, не содержащие вредных красителей и других опасных компонентов;
  • игрушки, используемые при проведении игр, следует регулярно мыть чистой прочной водой;
  • размер игрушек не должен быть меньше, чем 5-6 см. Предметы меньшего размера ребенок может случайно проглотить или запихнуть, например, в ухо или нос;
  • два-три раза в неделю игрушки, используемые при проведении игр, следует заменять новыми, чтобы малыш не терял интерес к игре. Через некоторое время их можно вновь вернуть.

В этот период следует развивать способность малыша к манипулированию различными предметами. Совершенствванию этого умения будут способствовать игры с мячиком или пирамидками. Совсем не обязательно приобретать слишком много игрушек: достаточно иметь два-три комплекта, а также использовать во время занятий предметы домашнего обихода, не представляющие опасности для малыша.

Рассматриваем фотки и картинки

Подберите для малыша красочные фотки или картинки с животными, предметами и т.д. (кол-во деталей как можно меньше на одной картинке, например, только медвежонок, только пара яблок в вазе и т.д). Предложите ему в минуты бодрствования их рассмотреть, попутно комментируя то, что он видит, односложными словами: Это мишка… Это яблоки, а это – ваза. И т.д.

Игра стимулирует зрительный анализатор, обогащает восприятие и словарный запас у ребенка, что необходимо для становления речи.

Хочу кидать!

Многие пятимесячные малыши любят веселую игру – выбрасывать (выкидывать) из кровати все, что им попадется под руку. И игрушки, и пустышки, и бутылочки и т.п. Если отнестись к этому неправильно, тут же подбирая игрушку за игрушкой, предмет за предметом, то игра такая может затянуться и превратиться в средство для манипулирования вами: малыш будет специально бросать, а мама бесконечно поднимать. Лучше возьмите кроху на руки и веселым голосом предложите ему схватить и поднять упавшую игрушку. Вместе наклонитесь и он схватывает ее руками.

Игра развивает зрительную, слуховую и моторную координацию, представления о поведении предмета в пространстве (громко падает, тихо или звонко, медленно или быстро и т.д.).

Цель и предназначение развивающих игр для ребенка 5 месяцев

Все игры, рекомендованные для занятий с пятимесячным малышом, должны отвечать следующим целям:

  • развитие зрительного и звукового восприятия ребенка;
  • совершенствование моторики движений и тактильных ощущений;
  • изучение новых предметов окружающего мира, получение новых эмоциональных впечатлений;
  • развитие физических навыков, укрепление мышечного аппарата;
  • укрепление эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Помощь от медика