Техника грудного вскармливания новорожденного

Что делать родителям?

Нельзя вообще не обращать внимания на плач сына или дочери. Это может подорвать их доверие к взрослым. Но когда плач перешел в истерику, самое лучшее — не уделять ребенку повышенного внимания, а дать ему возможность выплеснуть нервное напряжение. В остальных случаях следует разобраться в причинах плача, что возможно только при доверительных отношениях между вами и вашим малышом.

Если ребенок плачет, выражая естественные потребности, это легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Если он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда, проверьте и смените их. Ребенок постарше плачем может проситься на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.

Если малыш плачет, потому что ему жарко или, наоборот, холодно, вы можете определить это по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) — если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить.

Вообще ребенку нежелательно перегреваться, это для него страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.

Если плаксивость и капризы являются следствием того, что у малыша болит животик, для устранения дискомфорта сделайте ему легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, для лучшего скольжения рук используйте детский крем.

При серьезном заболевании ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.

Когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не кормите его насильно. Еще один важный момент: если малыш не очень серьезно болен, не удерживайте его в постели. В связи с нежеланием лежать малыш может расплакаться, при этом энергии на слезы он затратит не меньше, чем на ходьбу.

Не одевайте его слишком тепло — перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.

Нередко случается, что и после выздоровления нервозное и плаксивое состояние ребенка сохраняется. Наберитесь терпения. Позаботьтесь о строгом соблюдении режима дня в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте с ним на свежем воздухе.

Малыш плачет — он не хочет идти на прием к врачу. Отношения ребенка и врача складываются через родителей (это они приводят малыша на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания). Именно родители должны подготовить ребенка к общению с врачом, объяснить, почему надо идти в поликлинику и как будет проходить этот визит.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка уколами и больницей. Этим вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

Ребенок капризничает, потому что не хочет ложиться спать. С первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться с вами и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или поговорить о прошедшем дне.

Расспросите его о том, что интересного с ним произошло, в доступной для него форме расскажите о своих делах. Любимая игрушка ребенка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться, ведь дети очень любят спать с игрушками. Все это позволит малышу спокойно завершить свой день и к тому же будет способствовать укреплению ваших отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=62IdlNPA1nw

Со временем ребенок поймет, что, когда он спит, любящие родители его не покидают, они всегда рядом. Он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не может уснуть. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним, постарайтесь настроить его на сон.

Если ребенок отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «кормите» ее вместе с ребенком, чередуя — одну ложку кукле, другую — малышу; попросите ребенка съесть по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей.

Во время купания положите в ванну игрушки, которые можно мыть. Особенно интересны для ребенка заводные водоплавающие игрушки.

Попускайте вместе с малышом мыльные пузыри. Самое  главное — вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставлять малыша одного в ванной, потому что он не только может испугаться воды, но и захлебнуться.

Иногда нежелание купаться связано с тем, что ребенок как-то раз испытал неприятные ощущения от попадания в глаза мыла или шампуня. У него сохраняется память об этом событии, поэтому он начинает плакать, когда его ведут в ванную. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете гулять, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло одеваетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно отразится на ваших дальнейших отношениях.

Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Не кричите на ребенка, помогите ему, но не молча, а приговаривая:

Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Объясните ему, почему это необходимо. Постарайтесь внушить, что вы отдаете его в садик не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней провести время.

Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы пребывание в детском саду не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Для этого малыша следует подготовить к детскому саду.

Придя в садик, он уже должен уметь умываться, одеваться, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у немо не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем он там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы — на работу. Постарайтесь убедить ребенка, что в садике сто не обидят. Пусть он возьмет с собой любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним.

Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Поговорите с ребенком, чтобы установить причину происходящего: может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?

Как известно, дети любят подвижные игры, поэтому часто падают и пачкаются. За это их нельзя наказывать, т. к. физические занятия необходимы для полноценного развития детей. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? У него может развиться мышечная слабость, он будет чаще болеть, отстанет от сверстников.

Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить его, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что все это не так страшно и скоро заживет.

Малышу трудно усвоить большой объем информации. Поэтому, когда впечатления переполняют его, он начинает капризничать, плакать. В такой ситуации желательно поговорить с ребенком о том, что он узнал или увидел, выяснить, что ему не понравилось, а что заинтересовало. Если малышу что-то осталось непонятным, объясните ему это в доступной, доходчивой форме.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не путайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.

Иногда малыш может расплакаться, потому что ему скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь с ним чем-нибудь, посмотрите книжку с картинками, поиграйте, в конце концов, просто поговорите. Не отмахивайтесь от ребенка, мотивируя это своей усталостью или занятостью, иначе вы рискуете потерять его доверие. Он может замкнуться в себе, затаить обиду.

Как было отмечено выше, есть дети, которые плачут явно больше других и, как кажется на первый взгляд, вообще без причины. Родители испытывают за них постоянную тревогу. Как же помочь таким детям?

Универсального рецепта, конечно, нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада ребенка, свойствами его нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Не помогут, а скорее принесут отрицательный результат и такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще больше ослабят нервную систему малыша, лишат сил и уверенности в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с таким малышом — не раздражаться, слыша его плач. А лучшее средство для его успокоения — побыть с ним рядом. Дайте почувствовать, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.

Чаще говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, важен. Вы можете передать это не только словами, но и ласковым взглядом, жестом, прикосновением. Известный психолог Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. По ее мнению, четыре объятия совершенно необходимы каждому для выживания.

Словом, самое главное, что требуется от родителей, — это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества! Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы — язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Если ребенок боится посторонних людей, он выражает это при помощи слез. Мир ребенка в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит.

Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или пичкать его таблетками и микстурами. Просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери делают чудеса: вот они погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился. Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного.

С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.

Как сделать интересным процесс поглощения пищи

Иногда в жизни случаются ситуации, когда ребенок по неизвестным причинам плохо ест. У некоторых детей временами возникает такое отвращение к пище, что они вообще ничего не едят в течение дня. Подобная «диета» может даже привести к голодному обмороку. В такой ситуации обязательно надо как-то воздействовать на малыша, к примеру, сделать прием пищи более привлекательным и интересным.

В процессе кормления вы можете поиграть с ребенком, используя различные потешки или небольшие сказочки. Так, к примеру, если у вас двое детей с небольшой разницей в возрасте, расскажите им сказку, в которой будут действовать два героя, соперничающие между собою во время приема пищи, например про двух обезьянок.

«На одном зеленом острове жили две обезьянки. Буря, обрушившаяся на остров, унесла родителей обезьянок в открытое море, и они остались одни. Когда обезьянки проголодались, они долго прыгали по деревьям, пока не нашли пальму, на которой росли вкусные и ароматные бананы. Обезьянки набросились на бананы.

«Ам», — сказала одна обезьянка. «Ам», — вторила ей другая. Ну-ка, какая обезьянка съест больше бананов? (Вы должны в этот момент ловко отправлять порции пищи в рот малышам или следить, чтобы те ели самостоятельно.) Наконец обезьянки наелись и подумали, что жизнь прекрасна, поэтому можно в свое удовольствие порезвиться и поиграть».

Сюжет сказки может развиваться от кормления к кормлению. Главные герои будут попадать в самые невероятные ситуации и, главное, с честью из них выходить. Ребенок, увлеченный сказкой, наверняка будет машинально отправлять в рот ложку за ложкой.

Но у данного метода есть и свои недостатки: малыш отвлекается от самого приема пищи. Заворожено слушая истории, ребенок просто не в состоянии полностью ощутить вкус еды, что в какой-то мере мешает процессу пищеварения.

Как вы заметили, в сказке использовался элемент соперничества. Ребенок, стараясь опередить сотрапезника и получить заслуженную похвалу, стремится как можно быстрее справиться со своей порцией. Конечно же, это существенно помогает при кормлении, когда в семье растут два-три малыша. А что делать, если ребенок единственный?

Хорошие результаты дает использование в процессе кормления кукольного театра. Не торопитесь приобретать много кукол, достаточно всего одной, которая будет разговаривать с малышом, разыгрывать различные сценки и даже кормить. Как правило, малыш, привыкая не слушать родителей (вследствие их неправильного подхода к воспитанию), с удовольствием выполняет все рекомендации того или иного сказочного героя.

Главное, чтобы тот, кто исполняет роль кукловода, хорошенько прятался за столом или за ширмой и кукла появлялась только тогда, когда ребенок садится за стол. В остальное время ее следует тщательно прятать. Иначе малыш может испытать стресс, обнаружив в один прекрасный момент вместо живой куклы, к которой он привык, голову любимого героя с куском ткани.

Когда ребенок подрастет и приемы пищи не будут вызывать у него отвращения, кукольные представления во время еды можно прекратить, сказав, что главный герой ушел к другим малышам, которым нужна помощь, так как убедился в умении Сашеньки или Настеньки есть самостоятельно.

В использовании кукол для формирования у ребенка стойкого интереса к приему пищи, как и во всем, следует соблюдать меру.

Нередко можно встретить ситуацию, когда собирается вся семья, чтобы накормить малыша. Мама, к примеру, подносит ко рту ребенка полную ложку, папа, бабушка и дедушка разыгрывают настоящие кукольные представления, лишь бы малыш в какой-то момент засмотрелся и потерял бдительность, а мама сумела отправить ему в рот очередную ложку.

Театральных кукол превосходно заменяют и обычные игрушки. За стол вместе с ребенком можно посадить его любимую игрушку — плюшевого мишку или куклу. Процесс кормления в этом случае строится двумя способами. Перед игрушкой ставится пустая тарелка, и либо малыш сам пытается «накормить» своего любимца, либо вы подносите ложку по очереди то ребенку, то игрушке.

Обязательно хвалите предлагаемое малышу блюдо, убеждайте его в том, что, к примеру, мишке каша очень понравилась, поэтому он просит у вас добавки. Хвалите и ребенка, если он проявляет самостоятельность и сам пытается есть или угощать игрушку. С детьми постарше вы можете придумать забавные названия для каждого блюда.

В кормлении ребенка очень важен личный пример родителей. Если у вас в семье существует традиция на каждый обед, завтрак и ужин собираться всей семьей, не лишайте малыша удовольствия посидеть и поесть вместе со всеми. Видя, как взрослые с удовольствием, нахваливая хозяйку, едят, он наверняка потянется к ложке.

С другой стороны, никогда не показывайте при нем свое недовольство тем или иным блюдом. Наблюдая брезгливое выражение лица своего отца или матери, малыш очень скоро станет им подражать, поэтому не следует удивляться, если он в один прекрасный момент откажется есть то, что вызвало негативную реакцию родителей.

Другими словами, если хотите, чтобы ребенок хорошо ел и не имел резкого отвращения к тому или иному блюду, вы прежде всего должны следить за своим настроением и отношением к еде вообще и тому или иному блюду в частности. Только тогда вы сможете выработать у малыша адекватную реакцию на любую здоровую пишу.

Большое значение имеет эстетическое оформление пищи. Если кушанье подается на красивой тарелке, украшенным, да еще и источающим удивительно вкусный аромат, то, даже не имея должного аппетита, малыш, несомненно, с удовольствием съест все предложенное. А вот непривлекательный вид пищи, отталкивающая, а тем более грязная посуда могут раз и навсегда вызвать у ребенка отвращение к той или иной еде. Поэтому каждый прием пищи должен быть праздником не только для желудка, но и для глаз.

Предложите своему малышу самому накрыть на стол: красиво свернуть салфетки, правильно разложить приборы. Более того, вы можете вместе с малышом устроить для своих домочадцев настоящий сюрприз, сделав из бумаги в стиле оригами различные фигурки, конфетницы и вазочки, вырезав из цветной бумаги всевозможные салфетки и использовав все это для украшения стола.

Наверняка все эти приготовления помогут малышу настроиться на предстоящий прием пищи, поднимут у него настроение и позволят почувствовать свою значимость, ведь он, как взрослый, участвует в общем деле. Несомненно, вы не сможете делать подобные праздники каждый день, однако воспоминания о данном событии еще долго сохранятся в памяти вашего ребенка, и аппетит у него значительно улучшится.

Уже с полуторалетнего возраста дети вполне способны внести свою посильную лепту в подготовку стола к приему пищи, перенося из серванта небьющиеся предметы и неострые приборы.

Обязательно хвалите своего малыша за помощь, которую он вам оказывает. Тогда любой прием пищи будет окрашен для него в светлые, радужные тона. Кроме того, если малыш будет чувствовать со стороны взрослых уважение и поддержку, к нему будут относиться как к взрослому, у него быстро пропадет желание капризничать. Тем более что у ребенка с нормальной самооценкой и самоуважением, как правило, не бывает проблем, связанных с приемом пищи.

Наверное, с детства всем известен лозунг: «Когда я ем — я глух и нем!» В какой-то мере он удобен, поскольку исключает возможность подавиться во время разговора при приеме пищи. Однако следует отметить, что наши предки придерживались совершенно иного мнения. Прием пищи был для них лишним поводом для беседы.

Это, с одной стороны, позволяло лишний раз пообщаться с родными и близкими, настроиться на доброжелательный лад, с другой — исключало всякую торопливость. За плавно текущей беседой неторопливо и тщательно пережевывалась пища. Возможно, именно поэтому у людей возникало меньше проблем с пищеварением, нежели сейчас, когда практически любой прием пищи осуществляется «на бегу».

Не торопите своего ребенка, не старайтесь как можно быстрее затолкнуть в него изрядное количество всевозможной пищи. Ваши совместные трапезы должны сопровождаться спокойной беседой. Таким образом ребенок положительно настроится на еду, ведь именно в это время он может узнать много интересного от своих родных и высказаться на равных со старшими представителями семейства. Будьте уверены, что подобные трапезы благотворно повлияют как на его пищеварение, так и на психику.

Для стимулирования интереса малыша к пище вы можете привлечь его к непосредственному приготовлению тех или иных блюд. Конечно же, вы едва ли сможете доверить ребенку какие-нибудь сложные операции на кухне, однако внести посильный вклад в это нелегкое дело он способен. Так, четырехлетний малыш может прекрасно вымыть картошку, слепить пирожок или вырезать формой печенье.

Безусловно, активное участие ребенка в приготовлении пищи может создать массу лишних проблем для матери или бабушки. Однако, если вы хотите, чтобы у малыша был прекрасный аппетит и он хорошо развивался, вам придется пойти на некоторые жертвы. Кроме того, с каждым днем у ребенка будет получаться все лучше и лучше, поэтому довольно скоро вы приобретете в его лице отличного помощника.

Таким образом, временные неудобства могут принести вполне действенные результаты: хороший аппетит малыша и его ускоренное развитие, поскольку операции на кухне требуют определенных усилий воли и умственных затрат.

Уже за столом, когда соберутся все представители семейства, обязательно обратите внимание присутствующих на то, что ребенок принимал участие в приготовлении того или иного блюда. Всеобщее удивление и похвала помогут ему почувствовать свою необходимость и значимость, Кроме того, под восхищенными взглядами родни он не сможет отказаться от кушанья, в приготовлении которого сам же и участвовал.

Давно замечено, что ребенок начинает есть значительно лучше, когда учится самостоятельно принимать пищу. Возможно, ему просто интересно овладевать новым предметом — ложкой, а также в какой-то мере приобщаться к миру взрослых. Безусловно, это не такое простое занятие, как может показаться взрослому, поэтому в первые дни после того, как малыш научится держать ложку, наверняка каждое кормление будет сопровождаться испачканной одеждой и кусочками пищи, разбросанными по всей комнате.

Наберитесь терпения, ведь от того, насколько быстро малыш научится есть самостоятельно, зависит и его стремление съесть всю предложенную пищу, и даже его умственное развитие.

Ребенок как можно раньше должен попробовать свои силы в этом деле, ведь чем быстрее он возьмет в руки ложку, чем быстрее он научится пользоваться данным прибором, тем меньше проблем у вас возникнет с кормлением. Да, вам волей-неволей придется столкнуться с определенного рода трудностями, но результаты оправдают ваши ожидания: аппетит малыша обязательно улучшится.

Как только ребенок научится самостоятельно съедать свое блюдо за 10—15 минут, вы должны вообще отказаться от того, чтобы кормить его с ложки. Иногда родители сами не позволяют малышу проявлять инициативу, страшась за чистоту в доме. И вот он достигает двухлетнего возраста и успевает привыкнут» к тому, что его кормят, а ему вдруг вручают ложку и требуют, чтобы он ел самостоятельно!

Безусловно, такой поворот событий создает ему немало проблем. Малыш капризничает, не желает есть ложкой, теряет аппетит. В отношениях ребенка с родителями появляется напряженность. В большинстве случаев все заканчивается тем, что мать или отец не выдерживают и снова начинают кормить малыша с ложечки.

Но это делать не стоит. Если вы по тем или иным причинам пропустили момент, когда ребенок сам потянулся к ложке, постарайтесь все же научить его пользоваться прибором. Возможно, сначала вам придется помогать ребенку донести ложку до рта. Постепенно у малыша будет получаться все лучше и лучше, и через какое-то время он сможет справиться с едой самостоятельно.

Наверное, наиболее эффективный способ сохранить аппетит ребенка — внимательно относиться ко всем его желаниям, касающимся пищи, и не мешать ему определять, что он хочет. Даже если он отдает предпочтение какому-либо одному блюду и совершенно не притрагивается к другому, не следует бить тревогу, скорее всего, его вкусы через какой-то промежуток времени изменятся. Ваша основная задача — обеспечить своему малышу разнообразное и полноценное питание.

* * *

Нередко родители просто не знают, что предпринять, когда малыш упрямо сжимает губы и отворачивается от предлагаемой ему пищи. Многие не выдерживают и переходят к насильственным методам, как правило приводящим к тому, что ребенок начинает испытывать отвращение к определенному виду пищи. А вслед за этим могут начаться и проблемы, связанные с психикой малыша, сто самооценкой.

Надеюсь, это издание поможет вам избежать подобных неприятностей, укажет приемлемый выход из любой сложной ситуации, так или иначе связанной с едой. Ваш малыш, безусловно, достоин большего, нежели постоянные угрозы и понукания, поэтому постарайтесь найти ключик к своему ребенку, что позволит вам не испытывать проблем с его кормлением, сохранит время и силы.

Рекомендации, представленные в данной книге, помогут вам в первую очередь избавиться от лишних беспокойств, пересмотреть некоторые свои взгляды на процесс питания, а также найти те средства и способы, которые заинтересовали бы вашего малыша в приеме пищи, снизили или вообще исключили вероятность возникновения у него отвращения к тем или иным блюдам.

Мама малыш = дружба

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда уже трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту. Так что не спешите нарушать физическое и эмоциональное единство между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним общаются, имеет большое значение интонация, с которой вы произносите слова.

Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением или нет. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя одиноким.

Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка. Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым. Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у ребенка появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет доверять родителям.

Большое значение для ребенка имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Малыша нужно представить детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда найдется тот, кто возьмет новичка под свое покровительство, поможет ему освоиться в компании.

Но порой случается так, что сверстники могут обидеть малыша, придумать ему прозвище. После подобных инцидентов он замыкается в себе, предпочитая одиночество.

Возможно, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с детьми, малыш мог по неосторожности толкнуть своего товарища, попасть в него снежком… Вид крови и безутешные рыдания пострадавшего могли произвести сильнейшее воздействие на психику ребенка. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

Занятость современных взрослых — один из признаков нашего времени. Водители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, — предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода. Недостаток родительской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А детское одиночество — очень страшная вещь. А если ребенка воспитывает мать-одиночка, вопрос о полноценном развитии малыша стоит еще более остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовать безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание с ребенком. Важно понять, что воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное).

Чтобы добиться успехов в воспитании ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, не подавать дурных примеров. Если же вы хотите добиться от малыша беспрекословного выполнения ваших требований, которым при этом вы не следуете сами, то это возможно только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх в конечном счете будет порождать обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека — значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать ребенка, необходимо перестать предъявлять к нему завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях он развивается. Если на малыша постоянно кричат, применяют физические наказания, у него скорее всего возникнет потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, появятся такие отрицательные черты, как пугливость, недоверчивость, лживость, агрессивность…

Если малыш не приучен трудиться, за него все выполняют взрослые, он становится ленивым, безвольным, избегает любых дел, а для этого — притворяется, заискивает, ловчит, обманывает.

Если ребенка чрезмерно баловать: покупать дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывать, у него могут развиться непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи, ценить вложенный в них труд.

Если вы не читали малышу книжек, мало общались с ним, у него будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность сопереживать. Интеллектуальные задатки закладываются в детстве, поэтому прививайте ребенку любовь к книгам, но не заставляйте его читать насильно — получите обратный, отрицательный эффект.

С раннего возраста развивайте у детей внимательность, наблюдательность и воображение. Для этого учите описывать различные предметы, рассказывать об их назначении.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием ребенка: нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, музыкальные и танцевальные школы и т. д. Но при этом почему-то забывают получить согласие малыша. Между тем взрослым необходимо помнить, что только некоторые дети занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Предоставьте ему право выбора, право решать самому, чем ему заниматься.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите малыша заботиться о домашнем питомце. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но и поможет осознать свою значимость, нужность для кого-то, избавит от чувства одиночества. К тому же ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что будет способствовать их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу пример из своей практики.

Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю  с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать и в ответ услышала: «Я сейчас занят, приду попозже». Подобное повторялось неоднократно.

Женщина не знала, как на это реагировать. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, не менее важно, чем мамины дела. Поэтому ему непонятно, почему мама возмущается. Ведь он ждал, пока она освободится. Так почему же она не хочет подождать?

Чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому иногда необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь найти причину. Нередко ложь возникает из-за страха наказания, поэтому не наказывайте ребенка слишком строго, тем более избегайте телесных наказаний. Выясните, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от страха и следующей за ним лжи, но и от других комплексов.

Считайтесь с желаниями малыша (разумными, конечно!). Ведь самовыражение — главная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях независимо от того, что вы делаете, — моете пол или готовите завтрак Ему очень важно ощущать, что ему доверяют.

Не поручайте малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, сложить свои игрушки. Скажите ему, что он молодец, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, что ему не по силам. Лучше помогите ему, похвалив за проявленную инициативу.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть она тоже что-то делает.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку, рядом бегает сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит молотком по пальцам или уронит инструмент на ногу. Дайте ему такое задание, чтобы оно было интересным, но безопасным, и вы увидите, как сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к родителям и к тому, что они делают.

На отношения взрослых и ребенка благоприятно влияют совместные игры, которые следует организовывать таким образом, чтобы они способствовали разностороннему и гармоничному развитию малыша.

Чаще гуляйте с ребенком. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют физическому развитию ребенка, но и укрепляют взаимоотношения в семье. Вам, наверное, не раз приходилось видеть, как малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает по улице.

Чтобы между вами и ребенком существовали взаимопонимание и доверие, вы должны подарить малышу любовь и внимание, с раннего детства приучать его к труду, воспитывать уважение к взрослым, учить ценить дружбу.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, не отмахивайтесь от его детских проблем, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не только предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, но и самый верный и надежный друг.

Причины плохого аппетита

Причин отказа ребенка от еды может быть много, и они не всегда связаны с антипатией к тому или иному блюду. Плохой аппетит может быть следствием имеющихся у ребенка заболеваний, неправильного питания, отсутствия режима или наличия у малыша всевозможных страхов. Рассмотрим перечисленные причины подробнее.

Нередко в кабинет врача или психолога приходят родители и жалуются, что их ребенок плохо ест, тогда как из-за их спины выглядывает вполне упитанное чадо. Когда же речь заходит о количестве пищи, составляющей одноразовую порцию малыша, выясняется, что его вполне хватило бы и взрослому человеку. Неудивительно, что ребенок в этом случае отказывается от еды.

А если вам все-таки удалось сломить сопротивление малыша, это может неблагоприятным образом сказаться как на его психике, так и на его физическом здоровье. С одной стороны, он будет вынужден смириться с явной несправедливостью, что в будущем может привести к его полному несопротивлению различным трудностям и безынициативности.

С другой стороны, довольно скоро вам придется бороться уже с другой проблемой — избыточным весом вашего малыша. Словом, во всем должна быть мера. Дети, как правило, сами прекрасно определяют необходимое им количество пищи, поэтому, когда ребенок отказывается доедать порцию до конца, не заставляйте его делать это.

Родители всегда обязаны помнить, что ребенок в несколько раз меньше взрослого, поэтому ему требуется меньше еды. Детские порции должны быть небольшими, но при этом включать в себя все белки, жиры и углеводы, а также витамины, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма малыша.

Иногда плохой аппетит ребенка проистекает не только из-за неправильного питания, но и вследствие отсутствия режима. Кормят его не в строго назначенное время, а когда придется, поэтому ему трудно сориентироваться во времени и настроиться на прием пищи. Например, ребенок только разыгрался или встал после сна, а его зовут за стол.

Обратная ситуация — малыш захотел есть, а еще ничего не готово. Дети, вынужденные питаться не по режиму, становятся нервными, капризными, плохо спят, причем иногда из-за того, что голодны, поэтому довольно скоро родители обращаются к специалистам, считая, что ребенок болеет, тогда как достаточно только ввести и поддерживать в семье определенный режим дня, и уже через короткое время к очередному приему пищи ребенок станет испытывать чувство голода и, соответственно, у него появится аппетит.

Однажды ко мне обратились родители, которые утверждали, что их малыш практически ничего не ест за столом. В беседе выяснилось, что в этой семье принято, чтобы на столе всегда стояла ваза с различными сладостями: печеньем, конфетами, халвой. Все дело в том, что папа был ужасным сластеной, а по роду профессиональной деятельности он мог работать дома, то, соответственно, поэтому его любимые лакомства обязательно находились на видном месте.

Дома же был и ребенок, за которым присматривала бабушка. Оказывается, малыш, подражая папе, постоянно жевал что-то сладкое в течение дня и сбивал себе тем самым аппетит. Да и добрая бабушка нередко угощала его то шоколадкой, то конфеткой. Именно поэтому за обедом или ужином он почти ни к чему не притрагивался.

Я посоветовала родителям давать ребенку сладкое только в строго определенные режимом часы и вазу с печеньем и конфетами спрятать подальше. Конечно же, ради здоровья малыша пришлось пожертвовать привычками и его отцу, однако родители решили строго придерживаться данных мной рекомендаций. Взрослые поговорили с бабушкой и взяли с нее слово, что она будет угощать внука только за завтраком или обедом, а сладости убрали в запираемый на ключ буфет.

В первые дни родителям пришлось выдержать настоящую атаку со стороны ребенка, который капризничал и требовал лакомства. Где лаской, а где и строгостью родителям удалось убедить малыша, что отныне он будет получать свою долю конфет и печенья только после основных приемов пищи. Вскоре у ребенка нормализовался аппетит, что положительно сказалось на его физическом самочувствии и настроении.

Мой совет благоприятно подействовал и на отца малыша. Поскольку он уже не мог свободно лакомиться на глазах у ребенка, он стал это делать тайком и в гораздо меньших количествах. Это не могло не отразиться на его фигуре, поскольку ему пришлось отказаться от львиной доли сладких и мучных изделий.

Нередко плохой аппетит появляется у слишком впечатлительных детей под влиянием услышанных ими от сверстников или от взрослых различных страшных рассказов.

Так, в моей практике был случай, когда ко мне привели пятилетнюю девочку, у которой никогда не было проблем с аппетитом, и вдруг она стала плохо есть. Попытки родителей как-то повлиять на нее, заставить ее есть заканчивались, как правило, тем, что она начинала просто давиться пищей. Мы поиграли с девочкой в различные игры, и в процессе взаимодействия с ней я выяснила, что несколько дней назад в ее присутствии соседка рассказывала ее маме, как одна женщина подавилась рыбной косточкой и умерла.

История была скорее всего вымышленной, поскольку в ней явно прослеживались преувеличения и выделялись вычурные подробности. Ничего удивительного, что восприимчивый ребенок стал испытывать страх при одном только взгляде сначала на рыбу, а затем и на пищу вообще. В результате нам с родителями пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить у девочки прежний аппетит.

Постарайтесь заранее обезопасить себя от подобных ситуаций. Никому не позволяйте, а также и сами не рассказывайте при детях леденящие кровь истории, связанные с едой и с приемами пищи, ведь последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми.

Случается и так, что ребенок начинает капризничать за столом после посещения детского садика. В большинстве случаев так происходит вследствие его природной наклонности имитировать детей и взрослых из своего окружения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в голосе вашего чада вы слышите совершенно несвойственные ему нотки.

Так, к примеру, одно время у меня жила дочка моих друзей, которые срочно уехали на месяц в командировку. Она прекрасно ела в первые дни проживания со мной, но однажды за ужином, вместо того чтобы есть свою порцию, стала ковырять вилкой в тарелке. Когда я спросила «В чем дело?» — девочка ответила, явно подражая кому-то из группы, что гарнир она есть не будет, а котлетку, так уж и быть, проглотит, а еще она возьмет сладости.

Моя гостья минут десять раздумывала над сказанными мной словами, затем молча села и съела весь свой ужин без остатка. Видимо, девочка рассудила так: близятся выходные, и провести их на голодном пайке не очень уж здорово, тем более что вообще неясно, когда будет готово это новое меню. Больше проблем с питанием у нас с ней не возникало.

Другими словами, если вы видите, что ребенок отказывается есть не вследствие плохого самочувствия или каких-либо серьезных причин, а только из-за подражания кому-либо из группы, не бойтесь оставить его без обеда или ужина. Наверняка ваш малыш быстро поймет свою ошибку и постарается ее исправить.

Все намного серьезней, если нежелание есть связано с плохим самочувствием вашего малыша. Именно снижение или отсутствие аппетита нередко является первым признаком того или иного заболевания. Если вы и раньше замечали подобную особенность за ребенком, то ни в коем случае не заставляйте малыша есть в эти моменты.

Известно, что в самом начале болезни организм усиленно борется с недугом, поэтому все силы должны быть направлены только на эту борьбу. Пищеварение, в свою очередь, также требует определенных затрат энергии, поэтому чем меньше ребенок будет принимать пищи, тем быстрее организм справится с болезнью.

Во время самой болезни у детей аппетит снижен или вообще отсутствует. Конечно же, малышу и в этот период требуется питание, однако не старайтесь накормить его во что бы то ни стало. Порции не должны быть большими, а пища — жирной и трудно перевариваемой. Кроме того, когда малыш почувствует себя лучше, он наверняка сам попросит у вас что-нибудь поесть.

Следует упомянуть о таких нарушениях пищевого поведения, непосредственно связанных с аппетитом, как анорексия, извращение аппетита и руминация.

Нервная анорексия характеризуется полным отказом ребенка от пищи. Любая попытка родителей накормить его заканчивается яростным протестом, а то и рвотой. Наиболее часто это заболевание проявляется у девочек-подростков, однако может встречаться и в младшем возрасте. По мере развития заболевания вы можете заметить, что ребенок катастрофически теряет вес.

Со временем одна только мысль о еде становится для него невыносимой, а упоминание о ней нередко вызывает рвоту. В результате в организме могут наступить такие изменения, а потеря веса станет столь значительной, что прием пищи будет невозможен не только по психологическим причинам, но и уже по физиологическим: объем желудка уменьшается, переваривание пищи замедляется, а приступы голода совершенно исчезают.

Анорексия — длительное и серьезное заболевание, и, чтобы его избежать или заметить на ранней стадии развития, родителям следует внимательнее следить за своими детьми.

К сожалению, причины возникновения нервной анорексии до сих пор до конца не изучены. У подростков она нередко начинается с вполне осознанной диеты, направленной на снижение веса. У маленьких детей анорексия, как правило, бывает вызвана причинами психического характера. Возможно, не последнее место здесь занимают всевозможные страхи.

Вы можете заподозрить это заболевание у ребенка, когда заметите его странное поведение за столом. Малыш может излишне тщательно размельчать пищу, подолгу ковыряться в тарелке, припрятывать еду, тогда как до этого таких особенностей у него не наблюдалось. Иногда у страдающего анорексией появляются странные гастрономические предпочтения.

Так, например, он не отказывается есть только одно-два блюда, в то время как раньше у него было значительно больше предпочтений. Кроме того, признаком нервной анорексии может быть резкая потеря веса. По мере уменьшения веса и усиления нарушения питания у малыша наблюдаются следующие симптомы: слабость, утомляемость, головокружение, запоры, иногда снижение артериального давления и резкое сердцебиение. Очень часто у таких детей понижается температура тела, они ощущают онемение в конечностях.

Лечение анорексии должно проводиться в двух направлениях: нужно позаботиться как о физическом, так и о психическом состоянии ребенка. С одной стороны, необходимо восстановить питание. С другой стороны, внушить ребенку, что он нужен окружающим, что его любят, что он имеет вполне привлекательную внешность, убедить его в том, что еда необходима каждому человеку, поскольку является источником жизненной энергии. А чтобы выздоровление протекало успешнее, малышу желательно хотя бы на время сменить привычную обстановку.

Извращение аппетита встречается редко и чаще всего у детей младше трех лет. В этом случае ребенок отказывается есть обычную пищу, предпочитая ей несъедобные предметы. Следует отметить, что к этому заболеванию чаще всего склонны малыши с задержкой умственного развития или какими-либо психическими отклонениями.

Если вы заметили, что ваш ребенок пробует на вкус различные несъедобные предметы, не следует сразу же думать, что он страдает извращением аппетита. Многие здоровые малыши нередко пробуют все на зубок, однако, поняв несъедобность той или иной вещи, быстро выплевывают ее. Но если ребенок интенсивно поедает несъедобные предметы, то следует обязательно показать его врачу. Как правило, дети сами «перерастают» извращение аппетита и постепенно — к возрасту 3—5 лет — начинают есть нормальную пищу.

По мнению специалистов, вплотную занимающихся данной проблемой, извращенный аппетит — это прежде всего расстройство поведения. Причины последнего до конца еще не изучены. Есть предположение, что данное заболевание возникает вследствие нарушения формирования поведенческих навыков или стресса. Поэтому в семье должна быть создана спокойная обстановка.

Словом, для излечения ребенка необходимо определить и устранить причины происходящего. Если извращение аппетита появилось вследствие стресса, который испытывает ребенок по тем или иным причинам, необходимо устранить травмирующие обстоятельства. Вы также можете положительно повлиять на ребенка путем перестройки его поведения, поощряя желательное поведение и наказывая за отрицательные поступки. Этот метод, как правило, дает хорошие результаты.

Ко мне обратились родители двухгодовалого малыша с жалобой на то, что ребенок стал есть землю, песок. В беседе я выяснила, что в доме сложилась критическая обстановка, поскольку молодой паре приходится жить с родителями жены, которые не упускают случая упрекнуть зятя в его неумении достойно содержать семью.

Отсюда возникают многочисленные скандалы, и, конечно же, их свидетелем нередко становится ребенок. Я рекомендовала родителям малыша сменить обстановку и создать более спокойную атмосферу в семье. Кроме того, посоветовала все положительные поступки малыша, в том числе и употребление нормальной пищи, награждать похвалой и ласковым поглаживанием. При этом стремление малыша вновь попробовать землю или другие несъедобные предметы требовалось строго пресекать.

Довольно скоро ребенок избавился от дурной привычки, он понял, что, как только он тянет в рот землю, его начинают ругать, в остальных же случаях — ласкают и хвалят, поэтому уже через короткое время он полностью изменил свое поведение. Конечно же, результат не был бы таким быстрым, если бы родители не сменили место жительства, однако и перестройка поведения малыша принесла свои плоды.

Еще одной причиной отказа вашего ребенка от пищи может стать руминация, или так называемая жвачка. Это заболевание характеризуется вторичным пережевыванием, или пережевыванием возвращенной из желудка обратно в рот пищи. Если ваш ребенок постоянно отрыгивает в полость рта и затем частично заглатывает полупереваренную пищу вам необходимо обязательно показать его специалисту.

К счастью, это заболевание встречается довольно редко и наблюдается у детей от 3 до 12 месяцев. Вы можете заподозрить руминацию у своего малыша, если он часто принимает одну и ту же позу спина выгнута дутой, мышцы живота напряжены, голова откинута назад. После отрыгивания, как правило, часть пищи сплевывается или вытекает изо рта, а часть вновь пережевывается и проглатывается. Иногда жвачка проходит самостоятельно, но в большинстве случаев требует лечения.

Иногда причиной заболевания является незнание родителями, как, когда и сколько нужно кормить малыша. Некоторые матери слишком часто кормят ребенка и за один раз пытаются скормить ему огромные дозы молока.

Руминация также может быть вызвана недостаточной стимуляцией ребенка. Другими словами, если у вас нет тесного контакта с малышом, вы мало разговариваете и играете с ним, то у него не только нарушается формирование отношений с вами, но и возрастает риск данного заболевания.

Руминация может возникнуть и в качестве ответной реакции на стрессовую ситуацию в семье.

Жвачка страшна тем, что у ребенка нарушается нормальное питание. Он выглядит изнуренным, теряет в весе, капризничает от голода между моментами срыгивания. Кроме того, если не лечить заболевание, оно может привести к обезвоживанию организма, отставанию в развитии вследствие неправильного питания и даже к смерти.

Руминация очень трудно поддается излечению, поэтому больной ребенок в большинстве случаев нуждается в госпитализации. Если же лечение малыша проходит дома, вы должны составить его рацион таким образом, чтобы в нем содержалось большое количество белка, который необходим для поддержания процессов роста.

Не забывайте, что малыш в этот период нуждается в вашей стимуляции, чтобы нормально развиваться как физически, так и психически. Вы должны укрепить отношения со своим ребенком, что наверняка благотворно скажется на его состоянии. Обязательно берите его на руки во время и сразу после кормления. Внимание, оказанное ребенку, поможет предотвратить срыгивание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Помощь от медика